ЛОГО.png

19.10.2018




19 октября 1875 — в докладе на заседании Русского физического общества при Петербургском университете Д. И. Менделеев выдвинул идею использовать для исследования высших слоев атмосферы наряду с автоматическими беспилотными аэростатами, также и пилотируемые воздушные шары с герметически закрытой гондолой. Но идеи Менделеева опередили своё время. Первый в мире стратостат - так стали называть герметичные аэростаты, предназначенные для полёта в стратосферу (высоту более 11 км) - совершит полёт лишь в 1931 году из немецкого города Аугсбурга.
  В сферу широких научных интересов создателя Периодической системы химических элементов входило и воздухоплавание. В диссертации “Об удельных объемах” (1856) ученый рассмотрел физические свойства газов, что сыграло важную роль в развитии аэронавтики. В 1880 г. по его инициативе был основан Воздухоплавательный отдел Русского технического общества. 7 августа 1887 года Менделеев (в 53 года) впервые поднялся недалеко от Клина на аэростате «Русский» для наблюдения полного солнечного затмения.
«Править неизвестной лошадью, по мне, труднее, чем аэростатом. Немалую роль в моем решении играло также то соображение, что о нас, профессорах и вообще ученых, обыкновенно думают повсюду, что мы говорим, советуем, но практическим делом владеть не умеем, что и нам, как щедринским генералам, всегда нужен мужик, для того, чтобы делать дело, а иначе у нас все из рук валится. Мне хотелось демонстрировать, что это мнение, быть может, справедливое в каких-нибудь других отношениях, несправедливо в отношении к естествоиспытателям, которые свою жизнь проводят в лаборатории, на экскурсиях и вообще в исследованиях природы».
На рисунке: Проект управляемого аэростата, разработанный Д. И. Менделеевым в 1875 году. Эскиз, выполненный собственноручно создателем проекта.

Возврат к списку