08.11.2018
...
ЛОГО.png

08.11.2018





8 ноября (1929) родился Евгений Николаевич Ильин, советский и российский педагог, учитель литературы 307-й, затем 516-й средней школы Ленинграда (С.-Петербурга). В 1960—70-х годах разработал оригинальную концепцию преподавания литературы на основе педагогического общения. Система Ильина стала одной из составляющих педагогики сотрудничества.
Одна из самых важных идей Ильина: Формула учительской личности: знаток – артист – врач.
Учитель-знаток вырастает на самом уроке. Начинаю его обычно с того, что кладу на стол блокнот с карандашом. По ходу и на виду у всех записываю то умное, яркое, что ребята говорят друг другу, мне, а я им. Не терять маленьких открытий – ключ к мастерству, еще один способ “укрупнить” себя знанием, которое щедро дарит нам “фиксированная импровизация”
Если метод работы с книгой: об искусстве – языком искусства, то как учителю не быть артистом? Не ведать, что знающих, опытных – усваивают, а ярких, изобретательных – впитывают?! Артистизм – не прихоть, не своеобразие чьей-то индивидуальной манеры, а наиважнейшее учебное средство, без которого ни книга, ни урок не работают. Артист умеет и любит разговаривать паузами, жестами, мимикой – той экспрессией, которой схоластика пренебрегла. Что впечатляет, то и окрыляет!
Чтобы настроить на свою волну надо быть и врачом. Он еще раз и по-своему напомнит, что не с классом, аудиторией, зрительным залом, а прежде всего с человеком работаем.
Если словесник дарит уроку художественное слово, то знаток – весомое; артист – зримое; а врач – ласковое, человечье. знаток – сообщает; артист – преподносит; врач – советует.
Другие важные идеи Ильина:
Смысл учительской жизни – ученик! Он определяет нашу позицию, творческие принципы
Изучать литературу – это ею воспитывать
Об искусстве — языком искусства
«Ведущий, кто бы он ни был, всегда правильнее и интереснее ведомого!» –общее кредо. Быть равным с детьми.
Учить ребят принимать самостоятельные решения.
Интригующее многоточие конца урока
Совместное творчество учеников и учителя.
Умножать, а не только уважать человека в человеке.
Учение не схватка с учеником, а сотрудничество.
Юмор на уроке – необходимая разрядка
  

"Мой метод урока – ОБЩЕНИЕ. Нет, это не игра в хорошие отношения, а способ расковать ученика, чтобы тот учился в полную силу, легко и радостно, читал не только для себя, а чтобы общаться, удивлять и радовать догадками, предположениями, открытиями…"
  

Его книги:
Урок продолжается. — М., 1973.
Искусство общения. — М., 1982.
Роман М. А. Шолохова «Поднятая целина» (Из опыта работы). Кн. для учителя. — М., 1985.
Шаги навстречу. — М., 1986.
Рождение урока. — М., 1986.
Путь к ученику. — М., 1988.
Герой нашего урока. — М., 1991.
«Минувших дней итоги…» — Л., 1991.
Из блокнота словесника. — СПб., 1993.
Давайте соберемся. — М., 1994 (соавт.).
Как увлечь книгой. — СПб., 1995.
Воспитаем читателя. — СПб., 1995.
  

О нем:
Иванихин В. В. Почему у Ильина читают все? — М., 1990.

Возврат к списку

...