ЗАНЯТИЕ №1
Первое занятие посвящено ключевой проблеме образования – мотивации. Обсуждаются вопросы общей познавательной и учебной мотивации, которые также приложены к проблеме мотивации исследовательской деятельности школьника: роль взрослого, боязнь ошибки, выделены несколько групп учащихся, по-разному относящихся к исследованию, даны рекомендации по работе с каждой группой, по формированию индивидуального подхода в сотрудничестве педагога и учащегося.
ЗАНЯТИЕ №2
Во втором занятии даны основы, позволяющие сориентироваться в различных областях гуманитарных и социальных наук. Описаны 25 научных областей гуманитарно-социального знания, именно они (и их производные) являются номинациями в различных конкурсах научно-исследовательских работ школьников, а также студентов средних специальных учебных заведений и первых курсов вузов. Даны рекомендации, как грамотно познакомиться с научной областью, обнаружить в ней интересные вопросы и проблемы.
ЗАНЯТИЕ №3
В третьем занятии фокус внимания перенесен на области естественно-научных интересов. Описаны 16 областей точного и естественно-научного характера, которые выступают в качестве оснований для номинаций в различных конкурсах исследовательских работ и технических разработок. На протяжении второго и третьего занятия формируется обширный перечень источников, знакомство с которыми позволяет пробудить и поддержать познавательный и исследовательский интерес к определенной области научного знания.
Четвертое занятие посвящено некоторым важным умениям школьника организовать учебную, познавательную и исследовательскую деятельность. А именно умению управлять временем, чтобы последовательно и без авралов и перегрузок выполнять работу. А также умению грамотно работать с текстами, от умения читать и понимать их до умения самостоятельно производить, рождать повествование. Можно сказать, что эти умения составляют основу НОТ (научной организации труда) юного исследователя.
ЗАНЯТИЕ №5
Главная тема для обсуждения на пятом занятии – креативность. Тема большая, разнообразная, однако в данном случае мы останавливаемся на положениях, наиболее важных для формирования новых, интересных, неожиданных и даже парадоксальных вопросах, которые стимулируют познавательную активность и собственно исследовательскую деятельность учащихся.
ЗАНЯТИЕ №6
Парадокс курса состоит в том, что только на шестом занятии мы переходим к теме, с которой обычно начинают подготовку исследовательской работы. Возможно, Вы согласитесь, что часто это ошибка, и работа, проделанная на первых пяти ступенях в собственному исследованию, сделает этот шестой, важный и трудный, шаг не только легче, логичнее, но и значительно успешнее. А ведь мы переходим к сложному вопросу: будем говорить не только о том, как выбрать тему, а больше о том, как грамотно сформулировать методологический аппарат исследования (объект, предмет, цель, задачи исследования). И о том, насколько это необходимо в школьной работе.
ЗАНЯТИЕ №7
Гипотеза исследования, грамотно сформулированная и отвечающая теме исследования, настолько важна, что ей посвящено отдельное занятие. Стоит обсудить виды гипотез, критерии научности предположений, разобрать типичные ошибки формулирования, сделать полтора десятка упражнений, помогающих развить чувство грамотного формулирования предположения, чтобы на уровне школьных работ гипотезы перестали быть искусственными, нелепыми, а стали помогать сделать настоящее, пусть и скромное, исследование, а возможно, и открытие.
ЗАНЯТИЕ №8
В методологии исследования важной частью рассматриваются методы исследования и проблемы их выбора. Открытием восьмого занятия для многих, возможно, будет то, что методов исследования гораздо больше, чем мы предполагали! Мы рассмотрим не только основные методы практических всех наук – наблюдение и эксперимент, но и методы определения стратегии исследования, методы качественной и количественной обработки данных и методы интерпретации полученных результатов. А также многие дополнительные, вспомогательные методы исследования, которые позволят Вам и Вашим ученикам сделать интересные и уникальные работы.
ЗАНЯТИЕ №9
На девятом занятии мы будем собирать результаты проделанной работы в единый текст. Рассмотрим структуру текста, который можно и не стыдно подавать на конкурсы исследовательских работ, этапы и последовательность его подготовки. Содержательную сторону текста. Не забудем о технических требованиях к оформлению текста. Все это является важной частью исследовательской культуры, в том числе и школьника.
ЗАНЯТИЕ №10
Наконец, десятое занятие. Оно завершает курс так же, как и выступление на конференции завершает сделанное исследование. Секретам подготовки к выступлению с докладом, развитию презентационных навыков обучающегося, тонкостям представления своей работы посвящено итоговое обсуждение. Речь пойдет о презентации в широком смысле слова, но, конечно, мы уделим внимание и подготовке электронной презентации, возможно, сопровождающей основной доклад.