НАУЧНЫЙ КАТАЛИЗАТОР: РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
ЛОГО.png
НАУЧНЫЙ КАТАЛИЗАТОР: РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

НАУЧНЫЙ КАТАЛИЗАТОР: РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ



Всероссийский конкурс педагогов "Научный катализатор" проводится с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года” определяет, что количество организаций, осуществляющих технологические инновации, должно увеличиться до 50% от их общего числа.

Возникла необходимость, с одной стороны, массового вовлечения школьников в исследовательскую и проектную деятельность в сфере науки с целью выявления и развития их способностей и талантов, формирования готовности к работе на инновационных предприятиях.

А с другой стороны, существует необходимость обучать педагогов (научных руководителей) – наставников учащихся – основам руководства исследовательскими работами, обобщать опыт действующих научных объединений учащихся.

Для реализации этих целей Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего» разработала проект «Научный катализатор: развитие исследовательской и проектной деятельности школьников через совершенствование научного руководства (наставничества)». Он стал победителем конкурса Президентских грантов и реализуется за счёт средств этого гранта.

В рамках указанного проекта проводится конкурс педагогов-наставников «Научный катализатор».

Участие в конкурсе бесплатное.

ЗАДАЧИ КОНКУРСА

1) Предоставить возможность для профессионального роста педагогов – научных руководителей (наставников) учащихся с целью развития исследовательской и проектной деятельности учащихся через организацию профессионального педагогического конкурса.

2) Привлечь молодых педагогов-наставников и опытных специалистов к обучению школьников основам исследовательской работы и надпредметным компетенциям, которые востребованы в современном научном сообществе.

3) Методически и информационно поддержать НОУ – научные объединения учащихся (научные общества учащихся, малые академии наук, клубы и школы юных исследователей, изобретателей, инженеров).

4) Привлечь учащихся к исследовательской и проектной деятельности через проведение акции, исследовательских игр и исследовательских олимпиад.

 

УЧАСТНИКИ КОНКУРСА

Педагоги-кураторы (наставники), представляющие научные общества, психологи, методисты, заместители директоров по науке, молодые педагоги, опытные профессионалы, представляющие любые типы образовательных организаций.

 

СРОК ПРОВЕДЕНИЯ

С 1 декабря 2018 г. по 15 февраля 2019 г.

 

НОМИНАЦИИ КОНКУРСА

1. Теория, методики и практика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся

По данной номинации участники конкурса представляют статьи по выбранной теме, разработки занятий в научных объединениях учащихся, положения о деятельности НОУ, предложения по развитию НОУ и т.п.

1.1. Проектная и исследовательская деятельность учащихся

На конкурс представляются статьи по одной из следующих тем:

  • Анализ опыта организации исследовательской и проектной деятельности в России и за рубежом, перспективы развития этой деятельности».

  • «Анализ методик для организации учебного исследования по различным направлениям науки: химия, физика, биология, экология, литературоведение и т.д.».

  • «Диагностика метапредметных достижений учащихся, которые формируются в ходе исследовательской и проектной деятельности».

  • «Дорожная карта развития исследовательской деятельности учащихся до 2025 года».

  • «Использование ИКТ в работе с одаренными детьми, выбор индивидуального маршрута развития через исследовательскую деятельность».

  • «Информационно-коммуникационные технологии в организации исследовательской и проектной деятельности учащихся».

  • «Использование современных педагогических технологий для реализации требований ФГОС по внедрению исследовательской и проектной деятельности».

  • «Использование ресурсов общественных организаций для развития исследовательской деятельности учащихся».

  • «Конспекты занятий в школе «Юного исследователя».

  • «Компетенции педагога-куратора учащихся, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью».

  • «Методика проведения исследовательских игр (сценарии, разработки, презентации)».

  • «Методика организации исследовательской деятельности учащихся в области биологии и экологии».

  • «Методические разработки занятий по подготовке к проектной и исследовательской деятельности».

  • «Методические разработки критериев оценки уровня новизны исследовательской работы школьника».

  • «Методические разработки по организации школы «Юного исследователя».

  • «Методика анализа исследовательской работы учащихся: критерии, опыт, проблемы».

  • «Научные объединения учащихся как полигон для отработки образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых исследовательских компетенций, повышение их мотивации к обучению и саморазвитию».

  • «Начальное образование: опыт организации исследовательской деятельности».

  • «Организация коллективных форм проведения проектов и исследований».

  • «Организация деятельности научных объединений учащихся».

  • «Особенности организации исследовательской деятельности учащихся».

  • «Особенности реализации исследовательской и проектной деятельности в системе дополнительного образования».

  • «Особенности профориентационной работы для выбора учащимися профессий, связанных с наукой».

  • «Одаренные дети». Раскрытие одаренности в исследовательской деятельности».

  • «Опыт работы с учащимися в проекте «Эврикум» как пропедевтика обучения исследовательской деятельности»

  • «Особенности нравственного воспитания юного исследователя».

  • «Обзор современных образовательных методик, технологий для формирования УУД, приобретаемых учащимися в ходе исследовательской деятельности».

  • «Организация проектной деятельности учащихся начальной школы в рамках ФГОС».

  • «Основные тенденции развития исследовательской деятельности в XXI веке».

  • «Патриотическое воспитание юных исследований на примере проведения этнографических и краеведческих исследовательских работ».

  • «Программы курсов «Юного исследователя».

  • «Повышение квалификации педагогов через освоение технологии проектной и исследовательской деятельности».

  • «Психологические особенности включения одаренных детей в исследовательскую деятельность».

  • «Портфолио педагога и учащегося как форма оценивания индивидуальных достижений».

  • «Педагог-исследователь, педагог-куратор исследовательской деятельности учащихся – как сформировать необходимые компетенции у педагогов?»

  • «Профессиональный стандарт педагога: проблемы и возможности».

  • «Развитие творческих способностей учащихся в рамках реализации стандартов ФГОС по включению детей в исследовательскую деятельность».

  • «Развитие способностей и талантов у детей через исследовательскую и проектную деятельность».

  • «Развитие метапредметных компетенций учащихся в рамках ФГОС».

  • «Статья в журнал по теме «Исследовательская деятельность учащихся как средство самоопределения и профориентации учащихся».

  • «Стимулирование деятельности педагога по формированию надпредметных компетенций учащихся».

  • «Технологии вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность».

  • «Формы работы с юными исследователями, пропедевтика формирования исследовательских компетенций»

  • «Формирование надпредметных компетенций в ходе исследовательской и проектной деятельности».

  • «Формирование лидеров в рамках реализации проектной деятельности».

  • «Формирование у школьников универсальных учебных действий средствами исследовательской и проектной деятельности».

  • Свободная тема.

     

    1.2. Дорожная карта развития НОУ

    Российские научные школы известны во всём мире, для их поддержки и функционирования нужно постоянное вливание новых молодых кадров, готовить которые необходимо уже в школьном возрасте. Основная форма включения школьников в научную работу – это научные объединения учащихся, поэтому развитие таких объединений становится стратегической задачей, отвечающей за сохранение российской науки. Изучение опыта действующих НОУ, выявление тенденций развития юношеского научного движения – вот цель данной номинации конкурса. Предлагаем к рассмотрению следующие темы конкурса:

  • «Обучение и воспитание: опыт организации научных объединений учащихся и построение индивидуального маршрута для членов НОУ».

  • Необходимость развития и поддержки научных обществ учащихся России как важнейшего ресурса развития исследовательской деятельности школьников, прежде всего, в естественнонаучном направлении.

  • Содействие обучению наставников НОУ.

  • Организация взаимодействия школьников с учеными и специалистами, освоение алгоритмов исследовательской деятельности как ресурс вовлечения школьников в науку.

  • НОУ как ресурс профессионального и социального самоопределения школьников в научной и технической сфере, ранней профилактики и предупреждения «утечки мозгов» за рубеж.

  • Условия формирования коллективов НОУ социально активных групп школьников и молодежи на базе общего интереса к познавательной, научной, интеллектуальной деятельности.

  • Повышение престижа научных и инженерных профессий через работу НОУ и привлечение профильных специалистов.

  • Опыт привлечения общественного внимания к проблеме формирования интеллектуально насыщенной образовательной среды, способствующей раскрытию потенциала учащихся, в том числе, привлечение молодых ученых и специалистов к деятельности НОУ.

  • Развитие научных обществ учащихся, ориентированных на науку и ее ценности, на занятия техническим творчеством как необходимое условие для создания массовой вовлеченности молодежи в интеллектуально-культурное пространство, которое обеспечит суверенитет и безопасность России.

     

    1.2. Методическая составляющая НОУ

  • «Анализ деятельности НОУ как специфического педагогического явления: перспективы развития».

  • «Будущее научных объединений учащихся: дорожная карта развития».

  • «Единые критерии оценки научно-исследовательских и проектных работ учащихся».

  • «Организационно-педагогические особенности работы НОУ».

  • «Особенности формирования детского коллектива в рамках деятельности научного объединения учащихся».

  • «Программы занятий в школе юного исследователя с приложением разработок нескольких занятий».

  • «Программа летнего выездного слёта (турнира) для юных исследователей».

  • «Примеры разработок занятий в научном объединении учащихся для обучения алгоритмам исследования».

  • «Развитие метапредметных компетенций педагога в рамках работы с научными объединениями учащихся».

  • Свободная тема.

     

    1.3. Лучшая исследовательская работа и её анализ

    В данной номинации педагогам-кураторам исследовательской деятельности учащихся предлагается отправить на конкурс лучшую исследовательскую работу одного из учащихся вашего объединения, которая была выполнена за последние несколько лет в вашем объединении. От педагога требуется прокомментировать все сильные стороны работы, выделив анализ светло-зелёным фоном.

    Пример:

      

    Копилка лучших исследовательских работ, анализ сильных сторон, рекомендации по усилению представленной работы позволит стать настоящим бесценным пособием как для школьников, так и для молодых педагогов-кураторов. В представленной работе указываются полное имя, фамилия автора, город, организация, которую представлял автор, его научный руководитель, чтобы сохранить авторство.

    Данная конкурсная номинация послужит для формирования методического банка педагогических наработок в области исследовательской и проектной деятельности. Будет подготовлен электронный сборник «Теория, методика и практика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся».

     

     

    2. Акция-конкурс «Мир науки и техники»

    Организация акции «Мир науки и техники» - эффективное средство привлечения школьников к области, связанной с наукой, с научными исследованиями, с людьми, делающими научные открытия и использующими достижения науки в наукоёмких производствах.

    Акция позволит привлечь к активной работе коллективы научных объединений учащихся – в активной позиции выступят как педагоги-наставники, так и сами учащиеся – члены НОУ. Школьники познакомятся с учеными, современными достижениями различных наук, с нерешёнными научными задачами, познакомятся с представителями научного сообщества, их ценностями, жизненными установками, примут участие в командных научно популярных играх и конкурсах.

    По итогам акции педагог готовит отчёт, который готовится в формате Word, размер шрифта – 14.

    Для участия в номинации отправляется данный отчет в качестве файла работы.

    Содержание отчёта:

  • Краткое описание того, что сделали.

  • Список участников мероприятия от вашей организации с указанием названия организации, класса, фамилии, имени детей.
    Если ещё участвовали педагоги или родители – то фамилии, имени и отчества.

  • Пара фотографий, на которых видно общее количество участников в ходе мероприятия и, например, на заключительном этапе. К фотографиям – комментарий из нескольких строчек.

  • Отзывы участников.

     

    2.1. Исследовательская игра

    Экспертами МАН «Интеллект будущего» разработана исследовательская игра, которая поможет освоить основные этапы и алгоритмы исследования. Коллективы научных объединений учащихся под руководством педагогов-кураторов проводят исследовательскую игру среди школьников. Игры рассчитаны на учащихся 3-4, 5-8 и 9-11 классов. Вы можете бесплатно скачать полную версию методической разработки игры.

    Скачать игру  (Исследовательская игра - Затерянная экспедиция)

    Скачать игру  (Исследовательская игра - Научная эстафета)

     

    2.2. Исследовательская олимпиада

    Необходимо организовать участие школьников в исследовательской олимпиаде по материалам, разработанным экспертами МАН для учащихся, знакомых с исследовательской деятельностью, уже выполнявших работы в выбранной области.

    Исследовательская олимпиада – новый тип олимпиад, предполагающий понимание хода проведения исследовательской и проектной деятельности, проверяющий знание основных этапов исследования, умение делать выводы на основе имеющейся информации и т.п.

    Скачать исследовательскую олимпиаду

    Порядок участия: Педагог приглашает учащихся 5-11 классов для участия в исследовательской олимпиаде. Олимпиада выполняется в классе в течение часа.

     

    2.3. Мероприятия по популяризации науки и техники

    Членам научных объединений учащихся под руководством педагога-наставника необходимо организовать:

  • Встречи с учеными, с представителями наукоёмких предприятий с целью профориентации учащихся на научную деятельность и раскрытия тенденций развития современной науки, производства и общества, или

  • Участие учащихся – членов ноу в телеи радио передачах о деятелях науки, или

  • Проведение командных научно-популярных игр и конкурсов с учащимися, или

  • Проведение школьных конференций, где будут заслушаны исследовательские и проектные работы учащихся с приглашением в качестве экспертов учёных, в том числе молодых ученых, или

  • Проведение научных школ с мастер-классами и деловыми играми с целью изучения алгоритмов исследовательской работы.

     

     

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

    По итогам конкурса 50 педагогов, которые организовали для участия в акции максимальное количество учащихся, а также 10 авторов лучших статей будут бесплатно приглашены на II Национальный чемпионат НОУ за счёт средств президентского гранта.

    На чемпионате формируется развивающая среда за счёт концентрации увлеченных школьников и педагогов, профессиональных экспертов, ученых, что станет мотивом для дальнейшего личностного развития как учеников, так и педагогов.

    В рамках Национального чемпионата для педагогов состоится конференция по обмену опытом работы, обмену лучшими практиками по руководству исследовательскими и проектными работами школьников. По итогам конференции каждый наставник (участник чемпионата) познакомится с лучшими практиками организации исследовательской и проектной деятельности.

     

    КАК ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ


    1. Авторизоваться на сайте new.future4you.ru.

    Нажмите кнопку «Вход», которая находится в правом верхнем углу сайта. Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вы должны пройти регистрацию (нажмите кнопку «Регистрация»).

    2. Найти в разделе «Для педагогов» карточку конкурса, выбрать конкурс и нажать «В корзину».

    Если Вы участвуете в разных номинациях, то нужно повторить этот процесс для каждой номинации. Чтобы увидеть только педагогические конкурсы, перейдите по ссылке: Педагогические конкурсы.

    3. Оформить заказ.

    Оформление заказа – это стандартный процесс для получения доступа к форме для участия.

    4. В личном кабинете сайта, в разделе «Регистрация в проектах» нажать кнопку «Принять участие», выбрать организацию и прикрепить файл работы.

    Если Вы не видите конкурс или только, что зарегистрировались на сайте, то Вы должны сначала заполнить свой профиль в разделе «Личные данные» и добавить к себе организацию в разделе «Организация». Если хотите указать педагога-куратора, то при отправке работ выберите его.


  • Возврат к списку